Согласно новому законодательству, бывшему центру “Укрчастотнадзор” оставлены все прежние функции, за исключением непосредственно надзора за деятельностью субъектов рынка. Оптимизирует ли новая система использование радиочастотного ресурса?

В новой редакции Закона “О радиочастотном ресурсе”, помимо вопросов реорганизации управления в сфере использования радиочастотного ресурса, достаточно много внимания уделено вопросам конверсии радиочастот. Процесс конверсии стимулируют всевозрастающие потребности рынка в новых частотных присвоениях. О приоритетных задачах конверсии и не только – наша беседа с начальником Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Владимиром Олейником.
СиТ: Владимир Филимонович, сейчас много говорят о том. что преобразование бывшей хозрасчетной надзорной инстанции, работающей в составе центра “Укрчастотнадзор”, – Государственной инспекции электросвязи (ГИЭ), – в государственную структуру может иметь негативные последствия.
Владимир Олейник: Во время принятия новой редакции Закона “О радиочастотном ресурсе” народные депутаты раскритиковали существовавшее ранее положение, при котором надзором и инспекцией связи занималась не государственная, а хозрасчетная организация. Помимо расчета частот, определения электромагнитной совместимости и радиомониторинга, мы осуществляли еще и функции надзора, то есть проверки операторов как с точки зрения использования радиочастотного ресурса, так и в плане выполнения условий лицензий на предоставление услуг. Депутаты решили, что эти функции должна выполнять исключительно бюджетная организация. Они усомнились в том, что, хоть и государственная, но получающая деньги от операторов организация может эффективно осуществлять надзор. В комиссии, которая дорабатывала новую редакцию Закона “О радиочастотном ресурсе Украины”, бы ли два наших представителя. И мы согласились, что предприятие “Укрчастотнадзор” и так осуществляет достаточно функций и имеет достаточно полномочий.

Поэтому было решено эти функции разделить. Теперь УГЦР будет заниматься выполнением всех работ по анализу электромагнитной совместимости, оформлению разрешений на использование радиочастотного ресурса и радиомониторингу. В свою очередь, функции надзора (плановые и неплановые проверки операторов) будут переданы Государственной инспекции связи (ГИС) – структуре в составе Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС). Госкомсвязи, согласно Закону “О телекоммуникациях”, разработал проект штатной структуры ГИС. В каждой области будут функционировать один-два инспектора, всего -около ста человек на Украину. Если будет выделено соответствующее финансирование на содержание такой инспекции, она начнет функционировать с января 2005 года вместе с НКРС.
СиТ: Каков предположительный объем средств, необходимых для финансирования ГИС?
В.О.: Во многом объем средств, выделяемых на содержание ГИС, будет зависеть от председателя НКРС, который, как известно, уже назначен. Этот бюджет будет определяться Госбюджетом Украины на 2005 год, который находится на рассмотрении в Верховной Раде.
СиТ: Сможет ли вновь создаваемая полностью государственная структура так же эффективно выполнять надзор, как бывшая ГИЭ?
В.О.: Я считаю, что ставить надзор на бюджетное финансирование – не совсем правильный и своевременный путь. На наш взгляд, ГИС может функционировать на основе хозрасчета. Нужно находить источники ее финансирования. Например, это могут быть средства операторов, получаемые НКРС за выдачу номерного ресурса. Тогда была бы заинтересованность ГИС в том, чтобы номерной ресурс распределялся между операторами более оперативно и оптимально. Если взять даже некоторый процент от этих поступлений, то этого было бы достаточно для содержания ГИС. Из бюджета получить средства будет гораздо сложнее.
СиТ: Таким образом, нынешняя ГИЭ будет в полном составе уволена, и во вновь создающуюся структуру будут набираться специалисты?
В.О.: Конечными положениями последней редакции Закона “О радиочастотном ресурсе” предусмотрена реорганизация Украинского государственного центра радиочастот и надзора за связью в Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР), что сейчас и происходит. Мы в настоящее время осуществляем реорганизацию и разрабатываем новое штатное расписание. Например, мы уже изменили структуру соответствующих служб. Реорганизация будет проходить до 1 декабря 2004 года. Предстоит сокращение примерно на 10 человек за счет увольнения пенсионеров. Все вакансии мы укомплектуем работниками бывшей ГИЭ, которые будут в дальнейшем заниматься другими видами деятельности, в частности, техническим контролем использования радиоэлектронных средств. Таким образом, мы практически не предполагаем увольнения специалистов нашего предприятия. Что же до ГИС, то она будет укомплектовываться специалистами, которых в Украине, надеюсь, достаточно.
СиТ: Какие главы новой редакции Закона ‘0 радиочастотном ресурсе’ по-вашему являются наиболее удачными с точки зрения регулятора?
В.О.: До сих пор лицензии на использование радиочастот должны были получать и так называемые “технологические пользователи” (“скорая помощь”, энергетики, газовики, аграрии и т.д.), которые составляют порядка 70% всех пользователей радиочастотного ресурса. Сейчас такой необходимости нет. Фактически и раньше лицензионная комиссия почти никому из этой категории пользователей не отказывала, а теперь достаточно будет только получить разрешение УГЦР на эксплуатацию соответствующих радиоэлектронных средств. Это даст возможность уменьшить огромный поток документов, и лицензионной комиссии не надо будет перерабатывать значительные объемы информации.
СиТ: Но освобожденные от лицензирования пользователи в свое время заплатили за лицензии… Не возникнут ли с этим проблемы?
В.О.: Пользователи, которые освобождены от получения лицензий, все равно будут платить ежемесячный сбор за использование радиочастотного ресурса. Точно так, как и те, кто должен получать лицензии. Тарифы на лицензии для технологических пользователей были самыми низкими. В дальнейшем уровень всех платежей для них также, надеюсь, останется на самом низком уровне.
СиТ: В новой редакции Закона “О радиочастотном ресурсе Украины” целая глава посвящена конверсии радиочастот. Каковы ее первоочередные задачи?
В.О.: В Украине создалась парадоксальная ситуация, пожалуй, одна из худших по сравнению с другими европейскими странами. Национальная таблица распределения радиочастот, основополагающий первичный документ, определяющий верхний уровень управления и использования радиочастотного ресурса, был полностью скопирован с соответствующего документа бывшего СССР. Таблица была утверждена в 1995 году постановлением Кабинета Министров №803. В результате 70% полос отнесено к полосам военного использования, 29% – совместного использования, и всего 1% удалось отнести к гражданскому использованию. При этом предполагается все присвоения в полосах совместного использования согласовывать с Генштабом Минобороны. В то же время Генеральный штаб присваивает частоты независимо от органа регулирования использования радиочастотного ресурса в гражданской подсистеме. Поэтому такую процедуру присвоения радиочастот по международным принципам можно классифицировать как преимущественно военное использование. В законе “О радиочастотном ресурсе*, который был принят в 2000 году, и тем более в редакции Закона, которая принята нынешним летом, предполагается две категории полос радиочастот: специального и общего пользования. Но новой таблицы после принятия закона в 2000 году разработано не было. Новая редакция Закона также предполагает разработку новой таблицы.

Что же до полос гражданского пользования, то их в Украине всего две: в диапазоне 450 МГц, используемом для транкинговой связи и NMT 450, а также в диапазоне 100-108 МГц, отведенном под УКВ-ЧМ-вещание. Поэтому Украине предстоит еще работа по созданию нормальной современной таблицы частот, где полосы были бы разделены на паритетных основаниях в соотношении примерно 50×50.
СиТ: Как в настоящее время обстоят дела с конверсией диапазона 900 МГц?
В.О.: В Украине было три этапа конверсии в этом диапазоне, хотя правильнее было бы назвать это перераспределением диапазона частот 900 МГц. В 1996 году я руководил научным центром управления связи разведки радиоэлектронной борьбы Минобороны, который проводил соответствующие работы. В тех полосах, которые были выделены радионавигационной службе, были найдены “окна”. Мы разработали нормы, согласно которым при условии определенного территориального разноса радиомаяков службы радиона вигации можно было использовать полосы частот для стандарта GSM. Тогда таким образом было освобождено примерно 4 МГц по всей территории Украины. Второй этап конверсии был проведен в 1999 году. Я тоже руководил этими работами. Поскольку Украина стала независимой и строила свое радионавигационное поле, мы перепланировали радионавигационные маяки на более высокочастотные каналы (старались от 15-го до 44-го). Тем самым более низкие каналы были освобождены под нужды систем GSM. В 2000 году нам удалось выделить примерно 17 МГц. Вообще, стандарт GSM900 предполагает использование двух полос по 25 МГц. Таким образом, еще 7 МГц остались неосвобожденными.

В прошлом году на основании соответствующего распоряжения Кабинета Министров было принято решение проводить работы по конверсии за средства операторов. Три оператора сотовой связи GSM900 – “Киевстар”, UMC и “Украинские радиосистемы” – финансировали эти работы.

За последние четыре года ситуация существенно изменилась – идет реорганизация вооруженных сил, уменьшается число аэродромов, сокращается количество летных средств и т.д. Значит, и радиомаяков будет использоваться существенно меньше. Поэтому было предложено еще больше уплотнить радиомаяки и выделить дополнительные частоты для GSM. Такую работу выполнял научный центр ВВС, но, к сожалению, не очень успешно. Частотный план для радионавигационной системы был разработан не совсем корректно, поэтому работа в свое время не была принята Госкомсвязи и остается не принятой до сих пор. Предложенный частотный план не оптимизирован, и в таком виде утверждать его преждевременно – он не даст возможности обеспечить дополнительные частоты для стандарта GSM900.

Мероприятия по международной координации показали, что есть конфликтные ситуации с радионавигационными полями России и Беларуси (с другими странами эта координация была проведена вполне успешно). В результате научному центру ВВС было предложено заново перепланировать радиосистемы ближней навигации (РСБН).

Сейчас ситуация такова, что практически ни один радиомаяк не перестраивается в киевской зоне навигации. А в столице сложилась наиболее сложная ситуация: именно здесь и нужны оставшиеся 7 МГц.
СиТ: Научный центр ВВС должен завершить работу в определенный срок?
В.О.: Рабочие группы, которые были назначены соответствующими приказами, уже несколько раз устанавливали сроки. Но пока работа не завершена.
СиТ: Операторы получат частоты в зависимости от размеров своего финансирования процессов конверсии?
В.О.: В соответствующем договоре предусмотрено, что каждый оператор финансирует работы в равных долях. Но распределение частот – задача регулирующего органа, и могут быть применены различные подходы. Например, можно объявить конкурс, одним из условий которого станет, помимо размеров финансирования, степень участия в работах, степень освоения радиочастотного ресурса и т.д.
СиТ: Возникают ли сейчас проблемы в крупных городах из-за нехватки частот?
В.О.: Да, и весьма серьезные, поскольку сейчас идет стремительный рост абонентской базы ведущих операторов. Так, сеть UMC перед 1 сентября была заблокирована фактически на два дня из-за нехватки канальной емкости. Приезжали представители компании МТС, после чего была увеличена емкость коммутатора, находящаяся в прямо пропорциональной зависимости от количества частотных каналов. Проблему UMC удалось решить за счет диапазона 1800 МГц (компания владела соответствующим частотным ресурсом), поскольку в диапазоне 900 МГц сейчас нет расширений.
СиТ: Как обстоят дела с перспективой частотных присвоений в диапазоне 450 МГц для стандарта CDMA?
В.О.: Диапазоны 452.5-457,5 и 462,5-467,5 МГц используются для аналогового стандарта скандинавских стран NMT-450. Много базовых станций свернуто, использование системы сокращается. Но лицензия UMC действительна до 2010 года. В Европейском Союзе, в организации СЕПТ, сейчас очень активно обсуждается использование диапазона ниже 600 МГц для CDMA. Это стандарт, позволяющий эффективно использовать частотный спектр и предоставлять качественные услуги связи. Диапазон, который может претендовать на внедрение этого стандарта в Украине, – 450 МГц. Кроме того, в системах третьего поколения UMTS2000 для практически аналогичного стандарта WCDMA предполагается использовать диапазоны 1920-1980 МГц и 2110-2170 МГц. План конверсии диапазона 2 ГГц был предложен нами еще в 2000 году, но средства на эти цели выделены не были, и конверсия не производилась. Поэтому претендовать на получение более 5 МГц в диапазоне 2 ГГц пока не приходится. Существенный недостаток этого диапазона состоит в том, что зона действия такой связи будет намного меньше. Что же касается диапазона 450 МГц, то он довольно эффективен: благодаря большой дальности действия станций его можно было бы использовать в Украине, скажем, как для конфиденциальной связи, так и для других профессиональных систем.

Согласно одной из статей принятой редакции Закона “О радиочастотном ресурсе”, новая технология может быть внедрена оператором в ранее лицензированных частотах. Так как в диапазоне 450 МГц возможна организация трех каналов CDMA, лицензионная комиссия должна решить, сколько из трех каналов кому из претендентов выделить. Понятно, что определенные приоритеты есть у UMC как у владельца лицензии. Перед расформированием в Госкомсвязи был подписан приказ о создании соответствующей рабочей группы, в которую вошел и я. Руководителем группы был назначен Владимир Коляденко. В связи с реорганизацией в отрасли группа сейчас не работает.
СиТ: Как решается проблема электромагнитной совместимости систем GSM и CDMA?
В.О.: Проблема электромагнитной совместимости сетей GSM900 и сетей, использующих американские стандарты CDMA, DAMPS в диапазоне 800 МГц, связана с тем, что эти системы были спроектированы независимо друг от друга. В системах GSM прием базовых станций происходит в диапазоне 890-915 МГц, а в системах CDMA передача базовых станций осуществляется на частотах 869-894 МГц. Даже если спланировать эти системы с защитным частотным интервалом, мощное излучение базовых станций CDMA попадает в полосу приема станций GSM. Приемные тракты заходят в нелинейный режим и оказываются пораженными комбинационными помехами. Это характерно для ситуаций, когда базовые станции размещаются на одной площадке. Прецедентов много, поскольку в любом городе число высоких точек ограничено. Подобные проблемы возникали в Киеве – были подвержены помехам базовые станции компании “Украинские радиосистемы”, поскольку именно эта компания использует начальную часть диапазона 900 МГц, а также в Одессе у компании UMC из-за влияния станций CDMA-оператора “Интернациональные телекоммуникации”, да и в Днепропетровске – вследствие влияния станций компании “Велтон.Телеком”.

Такие проблемы мы решаем только путем территориального и частотного разноса. В новом плане использования радиочастот, который будет разрабатываться в следующем году, нужно ограничить срок, до которого системы американских стандартов могут существовать в Украине. Также надо предложить соответствующим операторам по истечении срока лицензии переходить на другие стандарты, или по крайней мере перейти на первые пять каналов CDMA.
СиТ: Как изменится в связи с принятием нового законодательства процедура получения заключения об электромагнитной совместимости для лицензирования радиочастот?
В.О.: Ранее перед тем, как подать заявку на лицензирование, каждый оператор обращался к нам и получал выводы о возможности лицензирования. В дальнейшем эти выводы прилагались операторами к заявке, подаваемой в Госкомсвязи. Сейчас процедура упрощена: претенденту на получение лицензии не надо предварительно обращаться к нам. С комплектом заявочных документов оператор обращается непосредственно в регулирующий орган. Лицензионная комиссия должна решить, посылать нам документы на экспертизу или нет. Если документы попадают к нам, то выводы мы предоставляем непосредственно комиссии по лицензированию. В течение 50 суток оператор должен получить ответ лицензионной комиссии: выдана ему лицензия или нет. В случае необходимости проведения международной координации срок рассмотрения заявки увеличивается.
СиТ: А в каком состоянии сейчас конверсии высокочастотных диапазонов?
В.О.: Сейчас системы абонентского радиодоступа используют диапазон 2,483,5-2,5 ГГц, который в результате оказывается перегруженным шумоподобными сигналами. Наиболее перспективным является диапазон 5,3 ГГц.

К сожалению, в Украине диапазон 5,7 ГГц занят радиорелейными системами. Это системы концерна РРТ и Укртелекома. Дополнительный анализ показал, что выделение полос частот для операторов в этом диапазоне без выведения из него радиорелейных станций невозможно. В диапазоне же 5,155-5,450 ГГц существуют сложности с Минобороны, поскольку там работают их системы. Еще в начале прошлого года нам предложили провести научно-исследовательскую работу, которая была запланирована управлением радиочастот и новых радиотехнологий Госкомсвязи. Были выделены средства, исполнителем назначили УНИИРТ, но тогда работа проведена не была. Она проводится в этом году. По результатам исследований будут выработаны предложения по числу операторов, которые могли бы использовать этот диапазон, и подходы к планированию частотного спектра. Я считаю, что такие работы должны проводиться за бюджетные средства, поскольку это не влечет за собой каких-либо обязательств перед операторами. Просто чиновникам надо более инициативно работать.
СиТ: Какие предпринимаются меры по исправлению ситуации в диапазоне 2,4 ГГц?
В.О.: Выявляется много незаконно действующих средств, которые изымаются нами совместно с милицией. Вместе с тем число заявок на получение частот в этом диапазоне все равно увеличивается. Возможности наращивать число базовых станций практически нет. В свое время мы вынесли этот вопрос на рассмотрение лицензионной комиссии, и было принято решение заявки не принимать. Но это значит, что нужно предоставить рынку другой диапазон для работы, чего сделано не было. Поэтому продолжают рассматриваться заявки в диапазоне 2,4 ГГц, чтобы дать операторам возможность работать хотя бы на периферии больших городов.
СиТ: Упрощена ли процедура регистрации внутриофисных сетей?
В.О.: Принята упрощенная процедура регистрации для сетей абонентского доступа и внутриофис-ных сетей стандарта DECT. Мы также предложили упрощенную систему регистрации для систем ШПС. Операторы, которые осуществляют деятельность в диапазоне 2,5 ГГц, раз в месяц предоставляют данные о том, сколько абонентов они подключили, и мы выдаем соответствующие разрешения. Что же касается более масштабных изменений, то необходимо внести коррективы в Положение о порядке присвоения радиочастот. Сейчас разрабатывается проект новой редакции документа. Я думаю, что удастся внедрить упрощенную процедуру регистрации станций абонентского доступа. Кроме того, мы более детально опишем процедуру регистрации для децентрализованного использования радиочастот. При этом разрешения смогут выдавать наши филиалы без необходимости обращения в Киев.
СиТ: Будут ли пересматриваться тарифы на услуги УГЦР в связи с принятием новой редакции Закона?
В.О.: Действующие сейчас тарифы были утверждены Госкомсвязи в 2000 году. В перспективе в соответствии с Законом “О радиочастотном ресурсе” они должны быть утверждены НКРС. Мы сейчас организовываем работы по научному обоснованию тарифов. Я не думаю, что они повысятся, поскольку многие процессы мы автоматизировали – анализ электромагнитной совместимости, рассмотрение заявок. В ближайшее время планируется переход на электронный документооборот. Кроме того, автоматизируется система радиомониторинга. Весь радиоэфир контролируется этой системой. Существует множество радиоконтрольных пунктов, которые автоматически, по команде диспетчерского пункта, могут контролировать любой из участков диапазона, каждое радиоизлучение также может быть взято под контроль. Эта система в настоящее время наращивается. В результате несколько снизятся трудозатраты. Поэтому думаю, что тарифы, возможно, будут ниже существующих. Правда, не обещаю, что намного.
В Украинском государственном центре радиочастот создается испытательный центр европейского типа.

Центр будет выполнять работу по сертификации РЭС в системе сертификации УкрСЕПРО. Среди задач центра – проведение испытаний на уровне независимых испытательных центров ЕС, осуществление эффективного контроля со стороны Администрации связи и Госпотребстандарта качества РЭС. содействие развитию национальной нормативной базы.
Центр европейского типа создается на базе уже действующего в УГЦР испытательного центра. На сегодня центр проводит испытания продукции в системе УкрСЕПРО, комплексные испытания объектов и систем радиосвязи на электромагнитную совместимость, инструментальную оценку электромагнитной обстановки на местах размещения объектов связи, измерение зон обслуживания, контрольные испытания РЭС. В состав центра входит испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации УкрСЕПРО. В последнее время центр специализируется на испытаниях станций спутниковой связи, радиорелейных станций, радиостанций общего применения и различного рода приемо-передатчиков.

Start typing and press Enter to search