Наталья Морозова

Официальная статистика неутешительна: в 2013 году Украину захлестнула волна “серых” мобильных телефонов. Сегодня на отечественном рынке мобилок может присутствовать до 15-17% нелегальных аппаратов, подсчитали специалисты Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР). По мнению экспертов, количество незаконно ввезенных телефонов в нашей стране начало увеличиваться еще во второй половине 2011 года. В 2012-м, по сравнению с 2011-м, было зафиксировано значительное снижение доли легального рынка телефонов – на 12-13%.

Увеличение теневого рынка мобилок означает падение доходов в бюджет из-за неуплаты пошлин при ввозе телефонов. Кроме того, нелегальные телефоны практически нельзя найти в случае кражи. Между тем, ежегодно у наших сограждан воруют 264 тысяч аппаратов, или в месяц – более 22 тысяч. Сумасшедшие цифры!

Изменить ситуацию могло бы прозрачное регулирование рынка. Сейчас все телефоны в Украине фактически можно разделить на три группы: находящиеся в “белом” списке (легальные, с регистрацией в базе IMEI), “сером” (нелегальные, но можно получить официальную регистрацию в базе IMEI) и “черном” (нелегальные, подлежащие отключению). При этом только легальные, “белые”, телефоны в случае кражи можно и отключить, и по IMEI-коду найти, если кто-то решит его перепродать.

Почему нет порядка?

Упорядочить правила работы рынка мобильных телефонов регулирующие органы пытаются уже давно. Правда, инициатива превратить рынок телекоммуникаций в прозрачный и легальный бизнес постоянно натыкается на невидимые преграды. И примеров тому более чем достаточно.

Для того, чтобы телекоммуникационный рынок сделать прозрачным, нужно ввести четкие регулирующие нормы. Буквально на днях такую попытку предпринял Виталий Журавский, депутат от Партии регионов.

Он зарегистрировал в Верховной Раде законопроект “О внесении изменений в Закон Украины “О телекоммуникациях” относительно противодействия незаконным завладением мобильными телефонами”. Самого текста документа на сайте парламента пока что нет.

По информации Журавского, законопроект обяжет мобильных операторов отключать телефоны по решению суда, представлению прокурора или на основании ходатайства следователя, согласованного с прокурором. Также аппараты можно будет отключать по заявлению гражданина, если он докажет, что это его телефон.

Кроме этого, депутат предлагает в целях противодействия кражам мобильных, обязать операторов сотовой связи вести реестр идентификаторов мобильного оборудования (EIR) и координировать его с центральным реестром (CEIR), содержащим идентификаторы, зарегистрированные другими мобильными операторами, а также фиксировать информацию о взаимодействии телекоммуникационных сетей и движении конечного оборудования связи.

Впрочем, это не первая попытка навести порядок на рынке мобильных телефонов. В последние годы в Верховную Раду вносились несколько законопроектов, однако ни один из них так и не был принят.

В частности, в начале 2012 года на рассмотрение Верховной Рады был внесен законопроект № 9695 “Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “О телекоммуникациях” касательно предотвращения использования терминалов, законность ввоза которых на территорию Украины не подтверждена”.

История данного документа более чем печальна. Он выносился на пленарные заседание шесть раз – 7 июня 2012 года, 19 июня 2012 года, 3 июля 2012 года, 4 сентября 2012 года и 6 сентября 2012 года. В итоге проект не был рассмотрен даже в первом(!) чтении и отозван 12 декабря 2012 года.

Между тем, если разобраться в идее данного законопроекта, можно понять, что с его принятием навести порядок на рынке мобильных телефонов можно бы было в течение полугода-года. Согласно документу, в Украине должна была быть создана общая база данных по легально ввезенным мобильным телефонам (база IMEI уже существует). Кроме того, в документе регулировались условия обслуживания мобильных аппаратов в сетях мобильных операторов.

Законопроект предполагал, что мобильные операторы будут обслуживать только легально завезенные телефонные аппараты, то есть те, которые внесены в базу IMEI. Если мобильный телефон так и не был официально зарегистрирован в нашей стране, то сотовый оператор обязан был приостановить его обслуживание.

Стоит также отметить, что в законопроекте были прописаны такие обязанности мобильных операторов, как проверка регистрации мобилки и отключение украденных или потерянных телефонов.

На тормозах

Почему данный документ не то, что не был принят Верховной Радой, но даже не был рассмотрен, является вопросом интересным. По одной версии, законопроект тормозят те участники рынка, которые заинтересованы в продолжении продаж контрабандных телефонов. Угроза для торговцев мобилок остаться без дополнительной прибыли была вполне реальна, так как с принятием этого закона им бы пришлось платить больше отчислений в бюджет за счет уплаты пошлин за ввозимые аппараты.

По другой версии, наводить порядок на телекоммуникационном рынке боятся сами нардепы, мол, тогда их айфоны, смартфоны и прочие гаджеты могут оказаться в “сером” списке и, возможно, потом отключены. Впрочем, в законопроекте было четко сказано: все мобильные аппараты, независимо от того, как они были ввезены, становятся легальными с того момента, как закон вступает в действие. В то же время после вступления закона в силу, все новые нелегальные аппараты уже попали бы под упомянутую выше схему отключений.

Мнения

В попытке разобраться, будет ли когда-нибудь наведен порядок на телекоммуникационном рынке, “Обозреватель” связался с авторами законопроекта № 9695, депутатами 6-го созыва – Юрием Мороко (Партия регионов) и Виталием Коржом (БЮТ).

По мнению Юрия Мороко, рано или поздно парламентарии примут аналогичный законопроект, так как он остро необходим рынку мобильных телефонов: “Этого законопроекта, связанного с “серыми” мобильными телефонами, сейчас не существует. Он не был рассмотрен в первом чтении прошлой Верховной Радой и в связи с этим считается, что его сейчас нет в природе. Все на рынке понимают, что если законопроект не будет принят, то это значит, что вопрос законодательно не урегулирован, и начнут искать лазейки для того, чтобы увеличить поставки “серых” мобильных телефонов. Конечно, подобный закон появится рано или поздно, на летней сессии вряд ли он будет принят, но до конца года, думаю, будет проголосован”.

В свою очередь, Виталий Корж сомневается в том, что даже после принятия такого законопроекта на рынке телекоммуникаций бизнес заработает честно и прозрачно. И в качестве примера экс-нардеп приводит судьбу другого закона: “Мы подавали несколько законопроектов, связанных с телекоммуникациями. Один из них о переносе номера был принят 328 голосами. Президент его подписал. Был срок на введение его в действие, но в итоге все затихло. Я обращал внимание специалистов и говорил им, что так нельзя. Президент обещает услышать каждого, но ведь и мы тоже должны его услышать. Если он подписал, значит, исполнители, госслужащие должны были обеспечить использование этого закона в практической жизни. Но до сих пор какие-то процедурные вопросы введения его в силу не завершены”.

Вместо послесловия

Что ж, многие представители власти, эксперты и отдельные участники рынка давно понимают, что рынку телекоммуникаций для наведения порядка нужны только четко разработанные и узаконенные правила. Вся база для того, чтобы система заработала, уже давно имеется. В частности, украинские мобильные операторы установили необходимое для работы оборудование еще в 2010 году. Но пока что содействовать властям, например, в отключении украденных/потерянных мобилок готовы только по решению суда. Мол, законодательство толком не урегулировано, поэтому есть риск нарушения закона.

Вот и получается замкнутый круг какой-то: для урегулирования телекоммуникационного рынка осталось сделать последний шаг, то есть урегулировать законодательство, а кто-то все норовит поставить подножку…

Start typing and press Enter to search