Юрий Станиславский

Рынок недорогих мобильных телефонов просыпается. Свежие данные об объемах легального ввоза трубок указывают на то, что продажи в этом году по сравнению с кризисным прошлым должны существенно возрасти. Как сообщил «ДС» директор «Укрчастотнадзора» Павел Слободянюк, за первый квартал было выдано чуть более 2 млн разрешений на ввоз мобилок. Это почти половина проданных аппаратов за весь 2009 г. По информации Unitrade Group, в минувшем году объем рынка мобильных телефонов составил 4,32 млн штук, что на 45% меньше, чем в 2008 г.

Естественно, не все трубки, на которые выданы разрешения в первом квартале, уже проданы. По предварительным данным руководителя отдела аналитики Unitrade Group Николая Коломойца, за январь–март в стране было реализовано порядка 1,28 млн терминалов на общую сумму около $163 млн. «Объемы продаж в текущем году примерно на 49% выше в количественном выражении», — подчеркивает он. По оценкам специалистов компании «Евросеть», в первом квартале 2010 г. было продано 1,05 млн телефонов на $123 млн, это на 30% больше, чем за аналогичный период 2009 г. (800 тыс. шт. на $105 млн). Несмотря на расхождения оценочных данных, вполне можно говорить о новой тенденции: продажи первых трех месяцев года близятся к докризисным показателям.

Примечательно, что рост продаж происходит в основном за счет сбыта бюджетных моделей. Средняя себестоимость мобилки, по информации Unitrade, составила около $127. «Порядка 60% реализуемых телефонов приходится на ценовой диапазон до $130», — подчеркивает г-н Коломоец. Данные «Евросети» такую структуру продаж подтверждают. Руководитель направления по странам СНГ компании Роман Кананыхин выделяет сразу несколько низкоценовых подсегментов: совсем дешевые (до $50) и приближающиеся к среднему уровню (до $150–190). В «Евросети» считают, что на эти две категории пришлось почти 60% всех продаж.

Причина слабого интереса наших граждан к более дорогим трубкам очевидна: отсутствие некогда могучей системы потребительского кредитования, которая позволяла покупать телефоны, не соответствующие среднемесячному содержимому кошельков покупателей. В докризисном 2008 г. на модели от $200 и выше приходилось около 40% продаж. Сегодня мобилки приобретают уже за наличные, поэтому на терминалы стоимостью более $200 приходится в два раза меньше продаж.

Более навороченные (и, соответственно, дорогие) смартфоны не по карману большинству украинцев. По данным Unitrade, в январе–марте на этот сегмент пришлось порядка 11% продаж (почти 140 тыс. устройств). Николай Коломоец не ожидает и существенного увеличения продаж «умных телефонов» на протяжении 2010 г. Он полагает, что по итогам года этот показатель возрастет всего на 1%. Но даже несмотря на все еще низкую покупательскую способность, в нашей стране наблюдается всемирная тенденция продаж последних лет — пристрастие к аппаратам с сенсорными экранами (Touch Screen). Их доля достигает 6% в общем объеме продаж. Достаточно высоким остается спрос на фактически создавший этот сегмент iPhone. Однако его недостаточно для того, чтобы операторы мобильной связи начали официально продавать детище Apple в Украине. У нас не практикуется субсидирование электроники, как в Европе, а в отличие от России, у мобильщиков нет развитых сетей ее продаж. Следовательно, заключать контракты с Apple на распространение iPhone (именно по этой схеме официально реализуются ее устройства) рискованно, так как существует большая вероятность не продать оговоренные объемы, за что сотовые компании будут обязаны заплатить штраф производителю. В силу того, что большинство iPhone ввозят в нашу страну нелегально, оценить их продажи сложно. Но участники рынка не сильно оспаривают цифру в 30–35 тыс. аппаратов в год. Сенсорные трубки также в основном попадают в ценовую категорию выше среднего. Поэтому «взрыва» их потребления, несмотря на большой интерес к ним украинцев, ждать не стоит.

Примечательно, что в первом квартале четко сформировалась тройка ведущих производителей. По данным «Евросети», первое место оставила за собой Nokia (48% рынка, в январе–марте 2009 г. было 49%), второе — Samsung (34% против 27%). На третьем месте укрепилась LG, которой досталось 14% рынка (в прошлом году — только 5%). Таким образом, LG окончательно потеснила Sony Ericsson, еще год назад уверенно замыкавшую тройку лидеров.

Start typing and press Enter to search